Самое первое, что вы должны сделать, это вызвать профессионалов: скорую помощь 103 (если она, конечно нужна), ГАИ – 102 и в случае возгорания мотоцикла или авто – пожарных по 101.
Глава I – ОСМОТР МЕСТА ДТП
При оказании помощи пострадавшему в экстренной ситуации вбейте себе в голову самую важную вещь – забота о собственной заднице. Именно так. По нескольким причинам:
- она вам еще понадобится, это раз;
- если вы попадете в беду, то все равно не поможете человеку, это два;
- надо будет спасать уже не одного, а двух пострадавших, это три.
Поэтому, перед тем как ринуться на спасение пострадавшего мы внимательно смотрим по сторонам:
- Не бежать сломя в голову в левый ряд, где лежит мотоциклист через 3 ряда, а сначала посмотреть по сторонам и убедиться, что во втором ряду нас не собьет машина.
- Оказавшись рядом с местом аварии не стоять в лужах не понятной жидкости, вытекшей из мотоцикла и/или авто, тем более не курить в них! (есть любители…)
- Подойдя к мотоциклу выключите двигатель, вытащите ключ и отдайте его пилоту (если он на ногах) или спрячьте в карман. Лучше это сделаете вы, чем инспектор – ему вы отдать успеете всегда, а если появятся родственники мотоциклиста, то лучше вручить ключ именно им.
- В случае, когда из крутой машины, с которой случилось ДТП вылазят братки и начинают неадекватно себя вести (агрессивно, угрожать, не дай Бог толкнут кого), то не стОит рвать на груди тельняшку и лезть на рожон – вызовите кроме ГАИ еще и ППС, чтобы было основание оформлять не только дело о ДТП, а еще и хулиганство. Это может сыграть положительную роль в суде. (Конечно, если их действия представляют опасность жизни или здоровью вас и/или окружающих, то действуйте по обстоятельствам).
- Остальные ситуации моделировать сложно – тут уж додумайте сами что может вам угрожать.
Следующий момент: ОГРАДИТЬ МЕСТО ДТП.
Очень важно сделать это так, чтобы все водители авто это видели. На практике происходит довольно банальная вещь – в силу человеческого любопытства наши водители очень любят смотреть на аварии. И так увлекаются этим вопросом, что не замечают что перед машин. Больше всего от этого страдают гаишные «фишки», но были ситуации наезда на уже лежащий скут, а «догонялки» на авариях вообще не очень редкая ситуация.
Так что перейдем к делу:
В первую очередь надо оградить мотоциклиста, если он без сознания лежит на проезжей части. Не надо брать его коллективом «ты за ноги, я за руки» и тащить на обочину!!! Если у него сломана шея или позвоночник (да и ноги-руки тоже), то вы можете нанести человеку непоправимый вред!!!
Оградить его можно несколькими способами:
1. Самый привычный способ – выставляем шлем. Рекомендую пользоваться шлемом пилота (если шлем уже снят), потому что на шлем может наехать очередной «любопытный» водитель. Недостаток этого способа, что шлемы не очень заметны на дороге, а посему способ №2…
2. Ставим на шлем велосипедный красный фонарик (который я советую возить при себе, но об этом пойдет речь в главе «что брать с собой»). Шлем уже намного больше заметен.
3. Самый простой способ – идем к автомобилисту и просим аварийный знак. Не дать его будет сложно, т.к. он обязан его выставить сам.
4. Кроме способа 1,2,3 мы можем использовать аварийную жилетку (которую мы конечно же возим вместе с велофонариком) и укрыть ею мотоциклиста. Его сразу станет лучше видно (еще можно в некоторых случаях заворачивать в нее шлем, чтобы его было лучше видно).
5. Самый радикальный способ (применять только в случае крайней необходимости, в опасных местах) – выставить перед телом мотоцикл, направленный ближним светом на встречку и включить аварийку. Недостаток – рискуете своим транспортным средством и посадите аккум.
6. Попросить одного человека из группы поддержки помочь в регулировке объезда мотоциклиста. Этот способ не помешает в дополнение п. 1,2,3,4,5.
Если говорить про ограждения самого мотоцикла и места ДТП: можно руководствоваться п. 1, 2, 3. Ограждение надо начинать на начале тормозного пути, в случае отсутствия оного кучки песка на дороге (это и есть место удара – песок осыпается с днища авто в месте, где произошло столкновение), или начале царапин.
Глава II – ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
Очень интересная тема, но обсуждать мы ее не будем по нескольким причинам… В сети информации на эту тему дофига с вагончиком, это раз. На пальцах на страничку на форуме это не объясняется, это два. Без отработки ИВЛ и реанимации сердца на манекенах смысла реально мало.
Кто знает как оказывать помощь – хорошо. Кто не знает – плохо, идите на курсы. Волонтеры, например, проходили курсы в отделении Красного Креста. Даже отдельная ветка есть, где можно организовать группу и идти учиться:
_http://moto.kiev.ua/forum/?trid=general/1225811508159&vp=5
Глава III – ИНФОРМИРОВАНИЕ О ДТП
Если мы уже справились с такими вещами как остановка кровотечения, вызов скорой-ГАИ или ограждения раненного бессознательного мотоциклиста, то будет не лишним известить о событии.
Будем Вам очень признательны, если в первую очередь наберете телефон МОТОхелпа 0979009990!!! Во вторую очередь можете набрать кого-то из знакомых мотоциклистов, и простым вопросом «Ты сейчас на мотке?» попросить его опубликовать в ветке «опять авария – информация» следующие данные:
- Адрес происшествия
- Ник пилота и/или ФИО пилота
- Гос номер, марку, цвет, отличительные приметы мотоцикла (аэрография, тюнинг, кофры ну и т.д.)
Как самая важная информация, этого, пожалуй будет достаточно.
Глава IV – ГРУППА ПОДДЕРЖКИ
Это очень правильная глава. Но она к сожалению не о «братстве на дороге», а о том как использовать людей…
На самом деле, когда приезжаешь на аварию, там в 90% случаев уже остановилось пару мотоциклистов. Это отлично, что людям не все равно и они не проехали мимо, а остановились помочь. Но вот в чем злая шутка – обычно они стоят на обочине и курят, оживленно доказывая друг другу, как автомобилист не прав. Но ведь это не помощь, а просто остановка на аварии!
На самом деле, это поведение объясняется довольно просто – эти люди скорее всего не знают что делать. В этом отличие между вами и ими – вы знаете что делать, а они нет. Но зато это можно оперативно до них донести, и эти люди станут вашими помощниками.
В первую очередь попросить их поставить мотоциклы в одном месте на обочине или тротуаре. Остановленные около ДТП мотоциклы временами достаточно сильно мешают дорожному движению, это само по себе не правильно, да еще и нервирует сотрудников ГАИ, а с ними ссориться раньше времени лучше не стОит, потому что можем навредить успешному продвижению дела.
Во вторых, этих людей можно распределить по задачам:
Первый – ограждаешь место ДТП (в двух словах объяснить как).
Второй – вызываешь скорую и контролируешь ее приезд.
Третий – ищешь свидетелей.
Четвертый – фотографируешь место аварии…
Пятый (самый главный) – следишь, чтобы с мотиков, которые стоят в одном месте ничего не сперли. (да-да, воришки обожают ситуации, когда много людей стоят с раскрытыми ртами и не брезгуют этим пользоваться. Сумка на бак может уйти как на раздва, в прошлом сезоне так кое у кого ноутбут и ушел…).
Еще сделаю оговорку по второму – зачем не только вызвать скорую, но и контролировать ее приезд? За тем, что мимо может ехать «случайная» скорая, которой следует помахать-голосовать, короче постараться ее таки затормозить (под колеса лучше все-таки не бросаться). Дело в том, для «скорой» нет ничего страшнее, чем смерть пострадавшего по дороге – с бригады снимут премии, будет служебное расследование, много проблем, неудобные смены… короче ничего путного. Поэтому на «стремного» несознательный врач может и не остановиться…
Ни в коем случае не говорю, что так делают все врачи – очень уважаю их профессию, респект и уважение, но на памяти есть случай, с ДТП когда мотоциклист получил серьезную ЧМТ, проезжавшая скорая сбавила скорость, но останавливаться таки передумала (все как-то этот момент пропустили), а вызванная бригада констатировала смерть мотоциклиста. Так что «второй» для нас тоже немаловажный номер.
Додано (23.02.2010, 14:03)
---------------------------------------------
Глава V – ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ
На самом деле при настоящем шоковом состоянии могут помочь только специальные противошоковые препараты, которые есть в карете «скорой помощи». Давать медики их особо не торопятся, т.к. это наркотические средства и находятся на строгом учете.
Если открыть элементарный учебник по оказанию первой помощи, то там мы прочитаем примерно следующее:
«Травматический шок — одно из наиболее опасных последствий тяжелых ранений или травм. Вызвать его могут обширные ожоги, ранения, переломы костей и суставов, падение с высоты, травмы внутренних органов. Шок могут спровоцировать кровопотеря, голодание, охлаждение, переутомление, страх, жажда и многое другое. Причем тяжесть травмы — не самое главное. Немаловажное значение имеет возраст, поскольку на одинаковое ранение взрослый и ребенок реагируют по-разному.
Травматический шок обусловлен неспособностью нервной системы справиться с обрушившейся на нас болью. Как известно, наши нервы тут же сигнализируют мозгу о том или ином повреждении в организме. Не будь этой сигнальной системы, люди очень быстро погибали бы, так как не смогли бы узнать, скажем, ни о воспалительном процессе, ни об ожоге и не приняли бы вовремя необходимых мер. С неходкими проблемами сталкиваются прокаженные, которые нередко получают сильные ожоги, облокотившись о горячую плиту, но не чувствуют при этом боли.
Однако если повреждения слишком обширны, то мозг становится не в состоянии отреагировать на все болевые сигналы и «отключается». Происходит нечто похожее на короткое замыкание в электроцепи: когда в нее подается слишком высокое напряжение, она выходит из строя...
Как это выглядит. При травматическом шоке нарушаются деятельность центральной нервной системы, обмен веществ, кровообращение. Пострадавший бледен, апатичен, вял, заторможен или, наоборот, суетливо активен, Пульс становится частым — до 120 ударов в минуту и - слабым (следует помнить, что чем тяжелее шок, тем чаще и слабее пульс). Тело покрыто холодным и липким потом. Как правило, такой пот не имеет запаха. Это, пожалуй, наиболее ярко выраженные признаки шока, обнаружив которые, следует немедленно предпринимать меры по оказанию специализированной медицинской помощи в условиях стационара.
К сожалению, лечебное воздействие приемов первой помощи крайне незначительно. Поэтому основная задача окружающих научиться распознавать тревожные признаки, чтобы правильно сориентировать тех, кто будет впоследствии оказывать квалифицированную помощь.
В чем заключается первая помощь
Постарайтесь по возможности удобно уложить и успокоить пострадавшего. Помните: на начальной стадии травматического шока немаловажное значение имеет эмоциональное состояние человека!
Остановите кровотечение, наложив на рану давящую повязку. О том, как это делать, рассказано в предыдущем материале. Потеплее укутайте пострадавшего, не закрывая его лица.
При переломах наложите иммобилизирующую шину.
Если нет рвоты или боли в животе, дайте пострадавшему крепкий сладкий чай или кофе (поите его с чайной ложки, так как сам он пить вряд ли сможет).
Алкогольные напитки допускаются лишь в самом крайнем случае, поскольку наличие алкоголя в крови может отрицательно сказаться на действии противошоковых препаратов.
Если раненый способен глотать, дайте ему какое-нибудь средство для стимуляции сердечно-сосудистой деятельности, например, накапайте в стакан 20—40 капель кордиамина и добавьте немного воды. Можно также растолочь с водой и дать выпить (опять же с ложки) одну - две таблетки аспирина, анальгина или баралгина.
До доставки пострадавшего в место, где ему будет оказана квалифицированная помощь, желательно не трогать рану руками, нельзя пытаться удалять из нее инородные тела: обрывки одежды, осколки, куски дерева и т. п. Если доставка пострадавшего будет осуществляться на значительное расстояние в безлюдной местности, то рану необходимо обработать.
Если действие происходит в населенном пункте, где есть больница, то не следует промывать рану водой или лекарственными жидкостями, поскольку в данном случае вероятность заражения уже отступает на второй план, а неумелыми манипуляциями вы можете только усугубить состояние пострадавшего.
Если вы видите, что дыхание раненого затруднено, поверните его голову набок и своим пальцем, обернув его бинтом или чистым платком, очистите полость рта пострадавшего от слизи.
Если рядом случайно окажется медицинский работник, напомним: для инъекций лучше подходит баралгин (5 мг), промедол (1 мг 1% раствора), димедрол (1—5 мл 1% раствора), кофеин в ампулах (1—2 мл 10% или 20% раствора). Кофеин, кстати, пострадавший может и просто выпить, А место перелома рекомендуется обезболить инъекцией новокаина (5 мл 2% раствора).
Вводить лекарства внутримышечно допустимо только в первые 10—15 минут после ранения либо в случае легкой степени травматического шока. Дело в том, что по мере развития этого синдрома нарушается периферическое кровоснабжение, поэтому препараты не\" будут действовать. Помогут только лекарства, введенные внутривенно.
Конечно, здесь приводятся лишь самые общие советы. В каждой конкретной ситуации придется вносить свои коррективы; Естественно, не нужно укутывать пострадавшего с обширными ожогами или поить горячим чаем человека при проникающем ранении живота...
Кроме борьбы с болью, к противошоковым мероприятиям относится и надежная, бережная транспортировка пострадавшего. Избегайте перекладывать его с места на место без особой на то нужды.
Если вы в силу каких-либо обстоятельств имеете при себе аптечку, нелишне было бы пополнить ее одноразовыми шприцами и средствами для стимуляции сердечнососудистой деятельности, которые мы уже назвали. Подобная предусмотрительность окажется весьма кстати в экстремальной ситуации.
Все меры, препятствующие возникновению шока, заключаются в следующем:
- создание тишины, покой;
- тепло (но не перегревания);
- уменьшение болей;
- прием жидкости (только при кровопотерях и ожогах, но ни в коем случае при ранениях пищеварительного тракта);
- быстрая транспортировка.»
Из практики могу еще порекомендовать задавать пострадавшему побольше несложных вопросов типа «Как зовут?», «Откуда и куда ехал?», «Где/кем работает?», «Телефон родственников?» дальше уже ваша фантазия, главное заставить его думать, и думать не о ДТП.
Если это не шок, а просто «мандражка» и пилот себя чувствует нормально (голова и живот не болит, не тошнит, нет головокружения) можно дать ему закурить. Курящих это реально успокаивает, но учитывайте, что к заключению о самочувствии пилота вы должны подходить очень внимательно и объективно. То же самое относительно питья – вода не газированная, и если нет болей в области живота (!!!) (кстати одного из группы поддержки не мешало бы послать за водой-сигаретами и т.п. нужными вещами, которых может не оказаться под рукой).
Додано (23.02.2010, 14:09)
---------------------------------------------
Глава VI – СБОР ИНФОРМАЦИИ
Ну вот мы и подобрались к тому заветному что надо делать в 100% случаев. Мед помощь может быть и не нужна, или мотоциклиста уже увезли в больницу, психо помощь – пилот может быть относительно в норме, ограждение – может уже ГАИ приехало… а вот информация никуда не денется, она есть всегда и на самых видных местах.
ФОТОГРАФИРОВАНИЕ
Крайне желательно фотографировать не на мобильный, а на фотоаппарат со вспышкой и режимом ночной съемки. Но за неимением такового сойдет и мобильный. На безбабье… ой… на безрыбье и рак щука.
При проведении фотосъемки место ДТП мы должны сфотографировать со всех ракурсов: спереди, сзади, слева, справа. Если есть возможность сфотографировать еще и сверху (из дома рядом например), то вообще отлично. Не помещает несколько панорамных снимков.
Очень неплохо, чтобы показать длину тормозного следа, царапин, расстояния от т/с участников ДТП до бардюра или сплошной положить предмет стандартного размера: коробку от компакт-диска, пачку сигарет, тетрадку и т.п. С помощью этого трюка будет удобнее высчитать расстояние.
Фотографии необходимо делать с привязкой к какому-либо неподвижному объекту. Объектом обычно выступает столб, на котором есть номер, это может быть жилой дом. Не может быть объектом: передвижной фургон или фура, билборд без номера и все что может уехать, передвинуться или то, что не имеет номера (то же дерево).
СВИДЕТЕЛИ
Свидетелей надо брать, пока они «горячие». Вы даже представить не можете, какое для некоторых людей событие, что прямо на их глазах случилось ДТП. Они перезвонят всем друзьям, родственникам и даже соседям. Будут фоткать и снимать на видео со своих мобильников, пересказывать всем прохожим то, что видели, и будут задавать много глупых вопросов. Зачастую такое поведение объясняется довольно просто – адреналин.
Вот пока они в таком состоянии, они нам и нужны. Выбираете глазами самую большую толпу зевак, уверенным шагом топаете к ним и громкий командным голосом спрашиваете «Кто видел как произошло это ДТП!?». Частенько откликаются… Если ваш свидетель находится в описанном мной состоянии, то он за 2 минуты выложит такую мегатонну информации, что только успевай переваривать. Ваша задача его внимательно выслушать, задать вопросы, которые могут дополнить картинку, и… записать телефон. Для свидетеля вы лучший друг-брат-сват пострадавшего, а лучше всего вы из одного «байкерского клуба». Вариант с клубом работает безотказно. После постарайтесь доходчиво объяснить, что необходимо заполнить объяснительные, исполнить свой гражданский долг и сделать благое дело. Берете этого человека за ручку (образно) и ведете в инспектору. Инспектору следует сказать:
- Товарищ сержант-лейтенант, вот свидетель аварии, давайте бланк объяснительной, пусть человек заполняет, чтобы время не терять.
Бланки есть в любой гаишной машине, ни разу не видел, чтобы отказали в выдаче.
Во время заполнения лучше быть поблизости, возможно проконсультировать свидетеля по возникающим вопросам. Между прочим вежливо попросить оставить свои координаты.
Бывает, что на этапе просьбы заполнить объяснительные или оставить телефон начинаются съезды типа «а мы не местные, нам проблемы с милицией не нужны», «мы вообще подрабатываем на стройке напротив и вышли покурить…» в этом случае надо максимально успокоить, сообщить, что это ни к чему не обязывает, а телефон вам нужен для друга, чтобы он смог их первых уст узнать что же произошло, когда отойдет от наркоза, и вы будете очень признательны если он оставит свой контактный телефон.
СХЕМА
Очень полезна практика вызываться в понятые и помочь «малювать» схему ДТП. У вас есть возможность сфотографировать схему, а за одно вы будете видеть, насколько правильно и честно инспектора делают замеры.
Вызваться довольно просто – когда приедет группа оформления («газель», мицубиси, либо судзуки) и выйдет офицер с планшетом и лентой для замера, можете напрямую подойти и сказать:
- товарищ _по званию_ могу помочь как понятой в замерах.
Обычно инспектора от помощи не отказываются.
Что должно быть на схеме?
- Освітлення місця ДТП (денне, сутінки, штучне)
- Наявність зовнішнього освітлення проїзної частини в темний час доби (є/ нема)
- Наявність зовнішнього освітлення тротуару в темний час доби (є/ нема)
- Стан покриття проїзної частини (сухе, мокре, ожеледиця, забруднене, засніжене тощо)
- Наявність дорожнього огородження вздовж проїзної частини (є/ нема)
- Наявність пішохідного огородження вздовж тротуару або розділювальної смуги (є/ нема)
- Наявність дорожніх знаків пріоритету на головній дорозі (є/ нема)
- Наявність дорожніх знаків пріоритету на другорядній дорозі (є/ нема)
- Наявність наземного пішохідного переходу з дорожніми знаками та розміткою (є/ нема)
- Наявність горизонтальної розмітки проїзної частини (є/ нема)
- Наявність горизонтальної розмітки на пішохідному переході (є/ нема)
- Наявність світлофорного об'єкта (на момент скоєння ДТП працював/не працював)
- Наявність недоліків в утриманні вулично-шляхової мережі, які стали супутньою причиною ДТП (є/ нема)
- Назви об'єктів, зображених на схемі
Глава VII – РАБОТА С ГАИ
Инспектор на ДТП довольно важна личность и затевать с ним ссору заведомо не надо. Чтобы вы понимали – они тоже люди. Утром их трахают на утреннем разводе, а вечером при сдаче смены. У них есть дети и нередко злые жены, которые могут им выписать люлей утром. А еще бывает болит голова от водителей, которые им каждый день на авариях хамят, и с пеной у рта доказывают, что он «прав, а тот казел ваще правил не знает».
Изначально ведем себя с ГАИ нейтрально, по деловому. Помогаем, где можем: обрисовали группе в двух словах что случилось, со схемой, свидетелей подвели, объяснительные попросили…
Обязательно незаметно запишите номера жетонов (они на груди висят) инспекторов и номера машин.
Если инспектор ГАИ вдруг начинает доказывать кто прав, кто виноват – его купили. Чтобы вы понимали – им пофигу на самом деле, и они ничего не доказывают потому что хотят по быстрому оформить и ехать себе дальше. Вот тут уже можно ссориться. Требовать через мотоциклиста вписывать в протоколы свидетелей, внимательно фоткать все документы, если что, то звонить в линию доверия (которая конечно записана в телефоне)… Там целая история начинается, где вам опять нужны знания приказа 111, 77, админ кодекса, контитуции и ПДД – так что читайте, дорогие мои, ибо «знание – сила» ©.
Глава VIII – РЕКОМЕНДАЦИИ
Рекомендации по разводу на рад-два-три можете прочитать в начале это ветки.
Ситуаций с разводами может быть очень много. Тут вашим помощником (вернее помощником попавшему мотоциклисту) может быть только знание ПДД, ваших прав, некоторых статей Конституции, административного и уголовного кодексов и, конечно, ваш опыт.
Относительно простых рекомендаций:
- Не давайте пилоту писать или называть для протокола такие величины как скорость и расстояние. Глазомер нам очень сильно врет. Если мотоциклист не смотрел во время аварии на спидометр (а он не смотрел), значит на вопрос «с какой скоростью двигался» он должен ответить, что ехал (запомнить) СО СКОРОСТЬЮ ДОПУСТИМОЙ НА ДАННОМ УЧАСТКЕ ДОРОГИ. На крайний случай он ехал «от (например) 40 до 60 км/ч».
- На вопрос «на каком расстоянии увидел препятствие» - ОЧЕНЬ БЛИЗКО. Если понимают, то сказать увидел «от суда, когда он был тут». И пусть при вас померяют, сколько «от тудава до сюдава» составляет в метрах.
- Требовать вписать в протокол ФИО свидетелей.
- Не подписывать пустых бланков, пустые строчки в протоколе и объяснительной перечеркнуть.