Появление современных кораблей и приборов для кораблевождения
Океаны и моря разделяют сушу. И зачастую путь из одной страны в другую проходит по морю. В древности во многих случаях это приводило к полной изоляции одних народов от других. Так, например, Европа до Колумба и не знала о существовании за океаном Америки.
Но мореплавание берет истоки еще с незапамятных времен. Плавал по морю торговый народ финикиняне. Колонии древней Греции раскинулись по югу нынешней Италии, по островам Эгейского моря, по побережью полуострова Малая Азия и по всему берегу Черного моря. Из колоний надо было доставить в Грецию выращенный там хлеб, и отвезти товары, нужные колониям. Но плавать, опасаясь бурь, старались не очень далеко от берега.
Появление современных кораблей и приборов для кораблевождения связало все континенты, все приморские страны. И оказалось, что морская связь часто удобней, чем пути-дороги по суше. Во всяком случае, дорогу для нее строить не надо. Море - готовая дорога.
Товарооборот стал настолько большим, что понадобились огромные складские помещения для хранения товаров. Именно такую услугу в наше время и оказывает технический экспортер из ЕС.
Удобной оказалась и связь по внутренним водоемам - рекам и озерам. Для таких водоемов потребовались несколько иные корабли. А еще оказалось, что у воды хорошо отдыхать. Но для этого тоже потребовались специальные суда.
Так для плавания по воде люди создали целые флотилии самых разнообразных устройств - от маленьких спортивных лодочек для одного человека до океанских громад, берущих на борт тысячи пассажиров. И вся эта техника дает возможность перевозить по воде и товары, и пассажиров-путешественников.
Теплоход и дизель
С давних пор люди плавают по морям и океанам. Движущей силой для их кораблей сначала служили ветер в парусах и сила мускулов, приложенных к веслам. В XIX веке появились пароходы - корабли с паровой машиной. Пароходные машины жгли дрова и уголь, и путь их по голубым просторам моря отмечался черным дымом из трубы. В нашем веке паровая машина была заменена двигателем внутреннего сгорания - дизелем (по фамилии немецкого инженера Дизеля - изобретателя двигателя). На смену пароходам пришли теплоходы, движимые дизелем.
Большинство современных кораблей имеют дизельный двигатель. В теплоходах дизели отличаются от тепловозных своими огромными размерами. Так корабельный дизель может быть высотой с четырехэтажный дом, поршень в нем ходит на два метра, а диаметр цилиндра более метра. Для сравнения с другими двигателями внутреннего сгорания, заметим - ход поршня и диаметр цилиндра в автомобильном двигателе около 10 сантиметров.
Естественно, при таких размерах цилиндра скорость сгорания топлива будет определяться не только скоростью химической реакции соединения с кислородом. Важную роль играет своевременная доставка воздуха и горючего к каждому месту в цилиндре. Чтобы решить эту задачу, в цилиндрах некоторых дизелей теплоходов сделано много отверстий для впрыскивания. В некоторых дизелях до камеры сгорания сделана камера завихрения. В ней сжимаемый воздух приводится в вихреобразное движение. А это способствует доставке горючего во все части цилиндра.
Дизельное топливо дешевле бензина. Поэтому везде, где можно, бензиновые двигатели заменяются двигателями на дизельном горючем. А для таких крупных установок, как дизели на теплоходе или поездном локомотиве, это особенно важно.
Над жидким бензином много его паров. Там, где хранится большое количество бензина, обстановка особо огнеопасная. А на корабле, идущем в дальнее плавание, нужен большой запас горючего. Очевидно, очень опасно, чтобы этим горючим был бензин. Таким образом, именно дизельное топливо сделало возможным использование двигателя на жидком топливе, имеющим ряд преимуществ перед двигателями на угле.
Знайшов в тексті помилку?Будь-ласка виділи її та натисни Ctrl+Enter