Начиная с 3 века н.э. для церкви были темные века. Что значит «темные века»? Это значит, что церковь отступила от Бога, перестала жить по Его Слову, погрузилась во тьму предрассудков и суеверий. Руководство католической церкви, дабы укрепить свою власть, внимательно следило за тем, чтобы книги Священного Писания не были прочитаны простыми людьми, потому Библия переводилась только на латинский язык. Простые люди не знали латыни, а многие были вообще безграмотными и не умели читать, потому становились жертвами того, чему их учила церковь.
Достойными чтения Библии считались только священники, остальным было запрещено иметь Священное Писание, и, тем более, его читать. Представители духовенства тех времен крайне редко читали Библию, а некоторые вовсе не знали, что в ней написано. Они выдумывали разные истории, небылицы, окутывали все аурой таинственности и недоступности для того, чтобы возвыситься над остальными людьми. Приобщение к тайне возвышало священников над другими. Обычных простых людей учили, что они никогда не смогут приблизиться к Богу, и, тем более, Ему угодить. Поэтому людям оставалось только исполнять всяческие прихоти, приходящие в голову духовенству.
В это время была придумана Папская непогрешимость и чистилище. Были введены и продаваемы индульгенции, дабы покрыть огромные долги, оставленные одним из Пап. Духовенство стремилось лишь к высокому положению и власти. Каждая создаваемая доктрина имела цель – обогащение. Процветала чудовищная аморальность – многие священники имели несколько любовниц, другие вступали в гомосексуальные связи, процветала педофилия.
Так как священники не знали Библии, то, соответственно, она была закрыта для них. Потому для духовенства было недостаточно жертвы Иисуса Христа, недостаточно Его пролитой крови, поэтому были придуманы чудодейственные силы мертвых святых (Марии, Иосифа, Апостолов, ветхозаветних пророков), святые мощи и т.д. Так в 1854 году, после совета со всеми епископами католической Церкви, Папа Пий IX провозглашает догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии и ее божественной сущности.
До 16 века, если какой-либо человек шел против системы, он объявлялся еретиком, и его сжигали на костре, предварительно отлучив от церкви. И в это же темное время появились люди, имеющие мужество и твердый характер, ставшие на защиту истины, бросившие вызов религиозному мракобесью, ставшие Божьими реформаторами церкви. Это Джон Уиклиф, Ян Гус, Мартин Лютер, Джон Нокс и Жан Кальвин.